Составляем букет цветов |
Эти старые стихи японского поэта очень понятны тем, кто не мыслит свою жизнь без цветов, кому и в праздники, и в будни цветы поднимают настроение, помогают поддерживать связь с удивительным миром природы. В умелых руках даже самые скромные цветы могут стать настоящим украшением, если знать некоторые секреты цветоводов, законы искусства составления букетов. Такое искусство называется цветочной аранжировкой, с основами которой мы вас и познакомим. Как срезать цветы. Есть цветы, которые в вазе постепенно распускают все до одного бутоны. Другие же не обладают такой способностью, поэтому их нужно срезать только полностью распустившимися. Кстати, для срезки необходимо иметь острый нож или специальный секатор. Тюльпаны, нарциссы, пионы срезают, когда у них начинают окрашиваться бутоны; ирисы, лилии, гладиолусы — при роспуске первого цветка. Наполовину распустившимися срезают анемоны, васильки, канны, настурции, маргаритки, фиалки. А гвоздику, сирень, астры, клематисы, лилейники, мальвы, душистый горошек, львиный зев, левкой — когда их цветки или соцветия распустятся примерно на три четверти. В полном роспуске срезают, как правило, растения из семейства астровых — ромашки, ноготки, хризантемы, георгины, бархатцы, циннии, а также азалии, пеларгонии, гортензии. Высокие соцветия дельфиниумов, аконита, люпина лучше срезать, когда на них распустится от одной трети до половины всех цветков. Вот еще на что нужно обратить внимание — срезая цветы, постарайтесь оставить на растении побольше листьев — ведь именно в них создается органическое вещество. Гиацинты, нарциссы, гладиолусы, ирисы ставить в букет можно вообще без листьев, а тюльпаны — с одним-двумя. Поменьше листьев надо срезать у пионов, сирени, а те, что срезаны, надо отделить от цветоноса и поставить в ту же вазу — тогда цветы дольше не увянут. Собирать цветы лучше рано утром, когда в них достаточно влаги. В дороге поберегите их от ветра, завернув в мягкую бумагу. Дома цветы распаковывают и ставят на час-другой в ведро или другую подходящую посуду, чтобы они напитались водой и снова стали свежими. Если вы приносите цветы зимой, не торопитесь сразу распаковывать их — пусть они постепенно прогреются до комнатной температуры. Ставим в вазу. Прежде всего надо удалить со стеблей все листья, которые попадают в воду. У роз срезают и шипы. Многие знают, что обрезать стебли лучше под водой, чтобы в проводящие сосуды не попал воздух, создающий пробку. Это легко сделать острым ножом в небольшой мисочке с водой, погрузив в нее концы стеблей. Жесткие одревесневшие стебли у сирени, мимозы, роз, хризантем — их нижнюю часть (около 10 см) желательно разбить молотком, тогда в них будет лучше проникать вода. С этой же целью у таких нежных оранжерейных растений, как цикламены, герберы, хорошо надцарапать стебель. Замечено, что цветы дольше сохраняются в снеговой или дождевой воде. В воду полезно бросить кусочек древесного угля — он предохраняет воду от загнивания. Из других добавок на одни растения лучше действует сахар, на другие соль или даже спирт. Продлить жизнь срезанным цветам помогают и специальные таблетки. Воду меняют ежедневно или через день. Одновременно обновляют срезы стеблей. На ночь очень хорошо поглубже погрузить цветы в ведро с водой и поставить в темное прохладное помещение. Выбор вазы. Кто-то удачно сравнил вазу с оправой для драгоценного камня, которая лишь подчеркивает его красоту. Своей формой, цветом, размерами ваза должна подходить и к цветам, и к обстановке комнаты. Для универсальной вазы, которая подошла бы для разных цветов и разных случаев, наиболее подходящий цвет серый или коричневатый, т. е. нейтральный. Следует избегать ваз, на которых уже изображены цветы,— рисунок будет отвлекать внимание. В такую вазу лучше поставить несколько красиво изогнутых веток, например, лиственницы, сосны. Для букета из летних полевых цветов очень хорошо подойдет простой глиняный кувшин или небольшая плетеная корзинка, в которую можно поместить даже стеклянную банку с водой. Всегда удачной оказывается керамическая ваза. Форма вазы может быть самой разнообразной, но для пышного букета лучше взять расширяющуюся кверху — тогда цветы не будут теснить друг друга. Если же ваза с узким горлом, то лучше поместить в нее совсем немного цветов, дополнив их красиво изогнутой веткой. В высокую и узкую вазу хорошо поставить несколько стеблей ириса, гладиолуса, дельфиниума, осенью — 2—3 початка рогоза или стеблей тростника с метелками. В просторной комнате красиво выглядит крупная напольная ваза, а для обеденного или рабочего стола подойдет маленькая вазочка с самыми простыми цветами. В торжественный день на стол можно поставить низкий раскидистый букет или цветочную композицию на подносе, плоском блюде. Немаловажное значение имеет соотношение высоты цветов и вазы. Как правило, примерно одна треть должна приходиться на высоту вазы, а две трети — на цветы. Что такое икебана? В последнее время это слово прочно вошло в наш обиход, и нередко приходится слышать слово «икебана» применительно чуть ли не к любому букету, особенно в низкой вазе. Это не совсем верно. Для ясности хотелось бы отметить, что искусство икебаны в Японии насчитывает несколько столетий, имеет давние исторические и культурные традиции, и для того, чтобы его постичь, нужны многие годы. Но наша аранжировка впитала в себя некоторые наиболее подходящие черты этого японского искусства. Прежде всего — это бережное отношение к цветам, стремление выявить красоту каждого отдельного цветка, их число в композиции. «Один цветок лучше, чем сто, передает великолепие цветка»,— сказал знаменитый японский писатель Ясунари Кавабата. Второе — это тщательный подбор веток, трав, листьев и другого дополнительного материала, помогающего выявить всю красоту цветов. Невольно вспоминается, как на первой японской выставке цветов в Москве нам казалось не только непривычным, но и диким сочетание двух прекрасных желтых роз с пышными султанами конского щавеля. А ведь именно такой резкий контраст подчеркнул всю нежность лепестков садовой розы. Вот стоят на столе в вазочке ромашки. А что если добавить к ним несколько пушистых метелок злаков? Посмотрите, как заиграл весь букет! Или скромные незабудки. Попробуйте поставить рядом с ними маленькую ветку ивы или же просто какую-нибудь причудливо изогнутую коряжку. Третье, чему мы научились у японцев,— это размещать растения так, как будто они и растут тут же, на нашем столе и не обязательно в вазе, а в любом блюдце, на подносе, плетенке, кусочке коры,— да мало ли что еще может подсказать наша фантазия! Чтобы придать цветам нужное положение, японцы, как правило, используют специальные металлические наколки. Во многих западных странах изготавливают для этого легкий пористый материал — «оазис» или «пиафлор» — он легко впитывает влагу и цветы в нем очень долго сохраняют свою свежесть. Но при отсутствии таких вещей можно вполне использовать самые нехитрые приспособления — подушечку из мха, обвязанную проволокой и прикрепленную ко дну вазы, проволоку, смятую бесформенным комком и помещенную внутрь, иногда помогут и просто несколько камешков, положенных в вазу. А осенью и зимой, составляя букеты и композиции из сухих цветов, можно воспользоваться пластилином или же пенопластом, закрепляя в нем стебельки с помощью клея.
|